Регистрация Авторизация
» » В каком возрасте отдать ребенка в школу — в 6+ или 7+ лет?

В каком возрасте отдать ребенка в школу — в 6+ или 7+ лет?


В каком возрасте отдать ребенка в школу?

Многочисленные опросы родителей относительно того, во сколько необходимо отдавать ребёнка в школу, в 6 или 7 лет, показали, что:

- 58% родителей считают, что раньше 7 лет не надо отдавать детей в школу.

- 39% опрашиваемых склоняются к варианту об отправке в школу в 6 лет.

- 3% участников опроса еще не определились.



Что же двигает родителями в принятии такого решения?

Сторонники продлить своему ребенку детство и оттянуть начало обучения еще на годок высказали следующие доводы:

- пусть ребенок еще отдохнет годик.

- ребенок еще не сможет высидеть целый урок.

- еще успеет поучиться.

- чем ребенок старше, тем он ответственнее будет подходить к учебе.

- в 7 лет он лучше будет учиться, легче будет даваться обучение.


Родители, желающие поскорее окунуть ребенка в мир знаний, аргументировали свой выбор так:

- а что время терять?

- ребенок уже и так многое умеет.

- ребенок сам высказал желание учиться.

- раньше сядет – раньше выйдет.



Вопрос с возрастом ребенка, естественно, решать родителям, но на что стоит опираться для того, что принять верное решение? Одного желания мамы отдать поскорее малыша в школу однозначно будет мало в этом вопросе.


Существует основные направления, по которым определяется готовность детей к школе:

- О социальной готовности ребенка можно удить по его взаимодействию со сверстниками. Активность в общении с детьми, живой интерес к происходящим событиям, желание участвовать в мероприятиях и играх – показатели, говорящие о возможности ребенка удачно влиться в школьный коллектив.

- Интеллектуальная готовность детей характеризуется умением сравнивать, систематизировать, делать логические выводы, сопоставлять. Также предполагается наличие определенных знаний и соответствующего кругозора. Многие родители считают, что умение читать и считать является доказательством готовности их любимого чада к 1 классу, но, как выясняется, это лишь навыки, и только на основании их нельзя делать выводы.

- Психологическая готовность также очень важна. Сюда можно отнести желание учиться, некая самостоятельность ребенка, способность к самоорганизации.

- Физическая готовность лежит в основе удачной акклиматизации ребенка в школе. Обучение – это нагрузка на организм человека и чтобы выдержать эту нагрузку, организм ребенка должен быть физически развит: наличие иммунитета, определенный уровень закаленности, умение организма справляться с физическими нагрузками, напрягать силы для достижения результата.


То есть только сочетание всех факторов говорит о том, что ребенок готов к школе. И готовность ребенка определяется не количеством лет, а индивидуальными особенностями каждого ребенка.

Педагоги и психологи отмечают, что готовность ребенка к школе очень сложно определить по его поведению в бытовой жизни, хотя некоторые факторы явно могут свидетельствовать о готовности или, напротив, неготовности малыша к вступлению в школьную жизнь.

Есть масса разработанных методик и тестов, с помощью которых определяется готовность детей к поступлению в школу. Этим занимаются психологи в детских садах, педагоги в школах.

В процессе изучения данного вопроса толкнулась со следующими методиками: вопросы, разработанные психологом Джеральдиной Чейни; педагогическая диагностика Центра начального обучения РАО; диагностическая программа Дубровиной И.В., методика Лурия А.Р. по определению кратковременной памяти; методика Джекобсона и многие другие.



Также можно найти много вариантов тестов для проверки ребенка родителями.

Мне особенно понравились некоторые задания для проверки ребенка «в домашних условиях». Обращаю внимание: задания проводятся в системе. По одному заданию нельзя делать вывод о готовности ребенка к школе!!!

- Рисование мужской фигуры. Изобразительная деятельность связана с общим уровнем психического развития. В зависимости от качества изображения ребенку присуждается от 1 до 5 баллов. Соответственно, 1 и 2 балла – можно говорить о психическом развитии, соответствующем школе.


1 балл – целостное изображение, с прорисовкой всех элементов (конечностей с пальцами, волос, одежды и т.д.).

2 балла – нарисовано все то же, только все элементы нарисованы отдельно, как бы присоединяясь друг к другу, а не вытекая друг из друга. Возможно наличие не всех пальцев, отсутствие волос и шеи.

3 балла – фигура имеет туловище, конечности, голову. Руки/ноги изображены как палочки.

4 балла – примитивный рисунок с головой и туловищем и, возможно, одной парой конечностей.

5 баллов – отсутствие четкого изображения, нет соответствия с фигурой.


- Ставим точки на время. На листочке в клетку предложите ребенку ставить точки в каждой клеточке – 1 минуту. Посчитайте количество точек. 60 точек – признак готовности руки ребенка к школьным нагрузкам.

- Выстроить последовательность картинок. Перед ребенком кладутся 4-5 картинки из какой-нибудь популярной сказки. Ребенок должен сложить эти картинки в верной последовательности и пересказать сюжет. Так определяется умение выстраивать и логически мыслить, то есть элемент интеллектуальной готовности.

- Определение на слух в словах определенных звуков. По очереди выбираются 2 гласных и 2 согласных звука. На каждый звук надо назвать ребенку по несколько слов, чтобы ребенок смог определить наличие или отсутствие этого звука в словах. Слова произносятся четко, гласные тянутся. Так определяется речевая готовность ребенка к школе.

- Интересный способ определения физической готовности ребенка к школе по количеству выпавших молочных зубов: 4 выпавших зуба характеризуют готовность к школе.

- Мне больше всего понравилось следующее задание — умеет ли ребенок играть. Естественный ответ любого родителя – ДА. Но не все так просто.


Любая игра подразумевает: знание названия игры (про что игра и может описать ее); знание правил (как нужно играть, какие правила надо/не надо соблюдать); знание количества игроков и их ролей (кто что будет делать во время игры); знание и понимание штрафов игры (что будет при несоблюдении правил); знание, чем игра заканчивается (победа или проигрыш). То есть игра по сути – та же жизнь по правилам. Обучение ребенка в школе – своеобразная игра, где есть свое название и правила, наказания и штрафы за несоблюдения определенных правил школьной жизни и, конечно, есть различные участники игры (дети, учителя, директор, родители) и окончание игры с выигрышами в виде пятерок, аттестатов и проигрыши в форме двоек, записей в дневники и вызовы родителей. И насколько ребенок умеет играть в различные игры (настольные игры, лото, конструирование и т.д.) с соблюдением всех правил, настолько он готов к сложной игре под названием школьная жизнь.

И напоследок. Решая вопрос об отправке ребенка в школу, оцените реальную готовность ребенка к школе, взвесьте все за и против, опирайтесь на индивидуальность своего ребенка, на его потребности, а не на свои желания и амбиции. Учеба в школе должна приносить не только разочарования и сложности, но и позитивные эмоции ребенку. Отправляя своего любимого малыша в новый мир, подумайте о том, как помочь ему приспособиться, а не усложняйте ему жизнь несвоевременными нагрузками и непосильными заданиями, связанными с обучением в школе. Пусть ваш ребенок будет счастлив.
Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий